Персональный сайт Сидоровой Светланы Ивановны старшего воспитателя высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»
Эссе "Моя педагогическая философия"«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский
Я из династии педагогов и этим всё сказано! Семья для каждого – это те самые любимые и родные люди, которые были со мной с самого детства - это удивительный мир, в котором живут люди разных поколений, но объединенных одним делом «Я - педагог». Поэтому быть учителем – это судьба. Да я учитель начальных классов, но так распорядилась судьба и 15 лет из 21 года я работаю в детском саду. Поработав учителем и воспитателем, я пришла к выводу, что «Педагог – учитель – воспитатель» – это единая цепь в педагогике. Не могла я подвести дорогих мне людей, у которых огромный багаж наград: на сегодняшний день и у меня много наград и мое имя внесено во Всероссийскую энциклопедию «Одарённые дети – будущее России». Мы счастливы, что связали свою судьбу с педагогической профессией и хочется верить, что за 170 лет, а именно столько составляет общий педагогический стаж династии Козыренко - Сидоровых, мы сделали и сделаем счастливыми еще много людей. Значит, я сделала правильный выбор! Я – ПЕДАГОГ! Естественно, главный принцип в работе педагога и моей: «Не навреди». Второй принцип: «Если не знаешь, как воздействовать, лучше остановись». Третий: «Не позволяй душе лениться», то есть не позволяй ребёнку оставаться без дела. Девиз «Не успокаивайся до тех пор, пока у тебя не появится хорошей истории и человека, которому ты сможешь ее рассказать». Сегодня этот человек — Вы! Ну, что ж… Рассказываю… Высшим достижением в своей работе с дошколятами считаю - Призвание. Призвание - хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребёнком. Призвание - видеть мир его глазами, удивляться и познавать его вместе с ним. Призвание - стараться делать всё, чтобы детство дошкольников было насыщенным, радостным и понятным, ведь впереди школа и взрослая жизнь. Именно поэтому сегодня перед педагогом ДОУ поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации работы с детьми. И в Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.Опираясь на свои педагогические принципы и знания, доношу до Вас новизну моих взглядов на свою же философию - комбинирование элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности в театрализации, внедрение театрально-игровой технологии с одарёнными детьми в разные виды деятельности. Скажете не ново? Ново, потому что глубоко… Вчитайтесь… В основе театральной деятельности лежит игра, которая помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде. Эти идеи и послужили толчком к внедрению театрально-игровой технологии в разные виды деятельности для максимального раскрытия дошкольников на основе личностно-ориентированного подхода. Толчок - чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Толчок - чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Ведь театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. С уверенностью говорю, что проведение занятий с применением театрально-игровой технологии, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрому и качественному усвоению материала. Поэтому основным направлением своей работы с детьми в становлении и развитии коммуникативной компетентности детей выделила театрально-игровую деятельность в детском саду. Играем в театр по-взрослому за 15 лет работы в данном детском саду – 12 спектаклей (с участием 30 дошкольников в одном спектакле) и 10 моноспектаклей «Театра одного актёра». Пополнилась костюмерная – более 900 костюмов сшито в нашем детском саду. «Заразила» всех своих коллег в ДОУ и теперь на День рождения детского сада педагоги ищут подходящий сценарий для театральной постановки. Это стало традицией. А вот театр одного актёра это ещё одно моё детище. Что такое театр одного актера? Это театр одного актера! Это такая же сцена, такой же свет, но все действо вращается вокруг одного человека. Все остальное концентрируется в образах. Театр одного актера - это театр интеллектуальный, эмоциональный, психологический, театр для думающих людей. В конце концов - это способ игры. Опять скажете не ново? Нет. Но театрализация в ДОУ сводится только к сценкам на утренниках, а это капля в море… Согласитесь… Постараюсь раскрыть суть моего выбора:именно театрально-игровая технология позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помогает каждому ребёнку почувствовать уверенность в себе, даёт возможность педагогу выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Сколько плюсов и ни одного минуса. Убедила? Нет?! Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития каких бы то ни было способностей приходится на дошкольный возраст. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. И это качество необходимо развивать. Ещё один плюс моей философии. Так? Канва моего выбора – воспитание нравственного начала. Подкреплю словами великой русской актрисы М.Ермоловой «Актёра нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нём человека». Согласитесь, театрально-игровая технология позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость, взаимовыручка, умение договариваться. А теперь? Опять нет!? Тогда пофилософствуем об интеграции в соответствии с ФГОС ДО… Интеграция - одна из важнейших и перспективных методологических направлений моей работы. Диапазон использования интеграции в спектакле или моноспектакле довольно широк: физическое развитие - во время всего процесса в театральной деятельности в дети находятся в движении; речевое развитие - во время репетиций дети обучаются грамотному произношению текста и стихотворений в диалоге и монологе; познавательное развитие - во время обсуждения и рассматривания сценария дети познают окружающий мир; художественно-эстетическое развитие - при изготовлении афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов, атрибутов к постановке, а также при оформлении зала, дети проявляют творческую фантазию. Каждая постановка сопровождается музыкой – это и песни, танцы, музыкальные игры; социально-коммуникативное развитие - общение детей друг с другом и с педагогом происходит во время всего процесса театрализованной деятельности: во время знакомства со сценарием и его обсуждения, во время репетиций, изготовлении декораций и костюмов, заканчивая показом моноспектакля или выступлем на празднике. Во время постановок дети осваивают социальные правила. Убедила на 90%? Давайте вспомним и о проф. стандарте. В профессиональном стандарте «Педагог» конкретно раскрывается какие трудовые функции, трудовые действия и умения, в том числе и с точки зрения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) должны обладать педагоги ДОУ. Ага? Зацепила? Использование ИКТ в театрализованной деятельности - это, прежде всего, знакомство с видами и жанрами искусства: драматический театр, балет, опера, оперетта, музыкальные спектакли. Использование мультимедийных установок, позволяет показать детям все многообразие творчества, как взрослых, так и детей, познакомить с известными актёрами. Кроме всего прочего, это и повышение моего образовательного уровня. А теперь – самое вкусное: проанализировав весь свой материал, я поняла, сколько ещё у меня новых идей, замыслов и незаконченной канвы в воспитании дошкольников и новаторстве с педагогами-дошкольниками. Вот и раскрыла суть своей педагогической философии, как конфетку с начинкой из театрально-игровой технологии. Теперь убедила? Я удовлетворена!!!
25 октября 2019 в 11:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.